Публичный доклад директора

за 2007-2008 учебный год

 

 

Публичный доклад

МОУ Малоярославецкий районный Центр образования.

 

Директор МрЦо – Лебедев Виктор Александрович.

 

 

Педагогический анализ итогов 2007-2008 учебного года.

Задачи педагогического коллектива  МрЦо на новый 2008-2009 учебный год.

  

Уважаемые коллеги!

Вот и завершен 2007-2008 учебный год. Считанные дни отделяют нас от начала нового учебного года.  Этот год действительно был переломным как для педагогов Кудиновского, Детчинского Центров образования, учителей вечерней школы -  создание нового образовательного учреждения Малоярославецкий районный Центр образования, так и для педагогической общественности Калужской области и Малоярославецкого района в частности. Это, прежде всего, связано с реализацией комплексного проекта модернизации образования в Калужской области, реализацией приоритетного национального проекта « Образование» в Малоярославецком районе. Введением нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников общего образования, развитием региональной системы оценки качества образования, включением общественности, в том числе родительской как основного заказчика образовательных услуг и повышением их роли в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Это, наконец, реализация проекта «Информатизация системы образования» в целях совершенствования информационного обеспечения процессов управления, планирования и организации учебного процесса на основе внедрения информационных систем, предполагающих использование программных комплексов «1С: Хронограф Школа 2,5» и «1С: Хронограф 3,0 Мастер» и постепенного перехода на новые информационные технологии  управлением образованием.

Необходимо подвести итоги прошедшего учебного года, осмыслить проделанную учебно-воспитательную работу педколлектива и наметить задачи на новый 2008-2009 учебный год.

Нам представляется, что в данном отчете или публичном докладе мы должны показать и выделить его основные функции:

1.     Проинформировать Педколлектив и общественность об особенностях организации образовательного процесса, уклада жизни Центра образования, имеющих место и планируемых изменениях и нововведениях;

2.     Сделать отчет о выполнении государственного и общественного заказа на образование;

3.     Привлечь внимание общественности и власти к проблемам Центра образования;

4.     Расширить круг социальных партнеров, повысить эффективность их деятельности в интересах нашего Центра образования;

5.     Привлечь родительскую общественность к оценке деятельности МрЦо, разработке предложений и планирования деятельности по его развитию.

Для того чтобы эффективно выстраивать образовательную политику Центра образования нужно выявить трудности, проблемы и их причины, определить сильные стороны Центра его пока еще нераскрытые возможности. А главное на основе проведенного анализа выстроить перспективное развитие, то есть разработать общую стратегию и программу, наметить пути и средства достижения все усложняющихся образовательных целей.

Важно найти такие критерии оценки деятельности центра, которые бы, во-первых, охватывали все стороны жизни МрЦо. Во-вторых, оценочная шкала не была бы перегружена показателями: процедуры их изменения должны быть понятными и доступными учителям. В-третьих, качество образовательной деятельности нельзя оценивать только по « результатным» критериям. Следует оценивать общие развивающие особенности Центра, его способность наилучшим образом продвигать каждого ученика, независимо от того с какими базовыми способностями он пришел к нам. И что  очень важно: методика оценки качества должна органически «вписываться» в систему деятельности Центра, стать механизмом организации методической работы, принятия управленческих решений, роста мастерства педагогов.

Необходимо отметить, что прошедший учебный год был очень насыщенным, напряженным, но весьма результативным и эффективным для нашего МрЦо. И, как принято говорить « первый блин не оказался комом». Судите сами:

Прежде всего, была проведена большая работа по разработке и оформлению

всех учредительных и организационно-распорядительных документов общеобразовательного учреждения.

Был разработан и принят Устав Центра образования, который утвержден Постановлением Малоярославецкой районной администрации от 27. 08. 2007 года № 890.На основании анализа работы МрЦо в 2007-2008 учебном году и в связи с изменениями и дополнениями в июне 2008 года была разработана и принята новая, более полная редакция Устава Центра образования и внесены изменения в его Устав.

В связи с принятием Закона об обязательном полном среднем образовании возрастает роль Центров образования и вечерних школ. Обществом должны быть востребованы их обучающая и социальная функции. Малоярославецкий районный Центр образования является юридическим лицом. Он зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой №3 по Калужской области 31.08.07года за государственным регистрационным номером 2074011021907 (Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ 40 №000874244). Учредитель Центра - Малоярославецкая районная администрация МР «Малоярославецкий район» КО в лице Отдела образования Малоярославецкой районной администрации МР «Малоярославецкий район» Калужской области. Директор центра, его заместители выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями. В Центре соблюдается исполнительская дисциплина: имеется номенклатура дел, осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций). В Центре выполняются требования по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности обучающихся и сотрудников. Центр получил государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Министерством конкурентной политики и тарифов Калужской области. Лицензия действительна до 18.10. 2011 года.

В конце февраля 2008 года МрЦо успешно прошел аттестацию и экспертизу на соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Экспертиза была проведена Центром оценки качества образования ГОУ  «Областной центр информационных технологий в образовании». В результате аттестации было положительно отмечено, что перспективный план работы отвечает целям и задачам учреждения, а образовательная программа соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и структуре нормативно-управленческих документов и целевой функции образовательного учреждения. Так, например, в результате экспертизы уровня и качества подготовки выпускников 9-х и 12-х классов было установлено, что уровень обученности в основной школе составляет 75%, а в средней 80%. А уровень обученности и качество знаний: выпускников второй ступени по итогом предметного тестирования по русскому языку -79%, физике - 95%,  выпускников третьей ступени по уровню обученности: химии -100%, биологии -71%, качество знаний: химия - 88% и биологии - 51%. Таким образом, областной комиссией был сделан вывод о том, что уровень и качество подготовки выпускников МрЦо по программам основного и полного общего образования соответствует требованиям государственных нормативных документов.

Государственная политика в области образования, общедоступный характер образовательной системы, светский характер образования, свобода в выборе форм образования, демократический государственно-общественный характер управления Центром образования – все эти принципы нашли отражение в его деятельности в прошедшем учебном году. И это было положительно отмечено областной комиссией по аттестации и лицензированию. Кроме того, получено свидетельство о государственной регистрации, право на оперативное управление землей и имуществом Центра, свидетельство облстата, заменена печать Центра.

МрЦо строит свою работу в соответствии с перспективным планом работы МрЦо.

Методическая тема работы педколлектива Центра: «Преодоление неуспеваемости и повышение мотивации обучения как фактор обеспечения качества образования».

Администрацией, Советом Центра, педколлективом была разработана и принята образовательная программа МрЦо на 2007-2011 годы, в рамках, которой были разработаны и утверждены и Комплексная программа адаптации подростков аддиктивного поведения в социуме, программа «Путь к успеху» целью, которой является формирование нравственных качеств обучающихся и  «Программа развития Малоярославецкого районного Центра образования на 2007-2011 годы».

Программа имеет модульное построение. В ней дана общая характеристика Центра, проведен анализ образовательной ситуации, состояние педагогического процесса и условий его развития, учтены конкретные образовательные запросы и потребности обучающихся, сформулированы цели и задачи деятельности учреждения, намечены пути их реализации, разработано методическое обоснование образовательного процесса, описан механизм управления реализацией образовательной программы.

Базисный учебный план МОУ Малоярославецкий районный Центр образования разработан на основе Базисного учебного плана ОУ РФ с учетом наличия учебных программ, методического обеспечения, учебников и учебных пособий, наличия кадров соответствующей квалификации и требований санитарных норм и правил. В очно-заочной форме обучения учебный план составлен на основе Базисного учебного плана 1998года.

Часы школьного компонента используются полностью по всем параллелям, их содержание соответствует требованиям государственных нормативных документов.

Расписание занятий сбалансировано с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленности в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности обучающихся. В расписании отсутствует превышение норм предельно допустимой учебной нагрузки по отношению к учебному плану. В образовательной программе, учебном плане администрация Центра, Совет Центра старались отразить основные задачи вечерней школы и МрЦо в целом,

поскольку мы являемся специализированным учебным заведением, выполняющим сложные учебные и специальные задачи. В нашем Центре обучаются как педагогически запущенные, склонные к правонарушениям, не нашедшие себе места в массовой школе, подростки, так и работающая молодежь.

Мы стремимся, прежде всего, обеспечить личностную ориентацию в обучении и воспитании; вариативность и свободу выбора в образовании; вести учебный процесс на достаточном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся; осуществлять их социализацию, прививать профессиональные навыки, формировать общечеловеческие нормы нравственности и поведения. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ученик реализовал удобный для себя способ обучения, выбрав индивидуальную образовательную траекторию.

Центр создан как многопрофильное самостоятельное учреждение с гибкой организационной структурой, тесными связями с образовательными учреждениями различного уровня, позволяющими обеспечивать образовательные потребности населения.

В Центре как уже отмечалось ранее, обучаются, в основном, дети из неблагополучных семей, с поведенческими нарушениями и проблемами в обучении.

 Образовательные программы в Центре осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Центр образования работает  в поисковом режиме, коллектив стремится проводить социализацию подростков группы риска через учебную деятельность и воспитательную работу, допрофессиональную и профессиональную подготовку, которую мы организовываем на базе нашего структурного подразделения Детчинский ЦО, и на базе Кудиновского ЦО. По мере приобретения компьютерного оборудования необходимо продумать и такие формы обучения, как дистанционное, организация и проведения курсов компьютерной грамотности, профильное обучение секретарей- делопроизводителей с последующей выдачей сертификата.

Активно проводится совместная работа с районным социально-психологическим Центром, который организовывает и проводит совместно с нашей социально- психологической службой профилактическую и коррекционную работу с неблагополучными семьями, консультирует родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной психологии, проводит профориентационную работу с выпускниками 9-х классов. Есть и другие формы и методы организации образовательной деятельности, которые ещё ждут своего воплощения

в построении учебно-воспитательного процесса. Главное средство их выполнения - в постепенном продуманном, согласованном коллективном разрешении всех поставленных планов и задач педагогами нашего Центра образования. В МрЦо обучаются 250 человек. При открытии в Центре было10 классов и 4 заочные группы. В 2007-2008 учебном году Центр образования дал «путевку в жизнь» 81 выпускнику.

В 2008-2009 учебном году Центр будет работать в режиме шестидневной учебной недели. В первую смену будут заниматься учащиеся 8,9, и 10 классов, во вторую смену учащиеся10,11,12 классов (очная и заочная формы обучения). С прошлого учебного года все учащиеся  в Центре должны сдавать ЕГЭ, как и в других общеобразовательных учреждениях. Поэтому администрация Центра проводит систематическую и целенаправленную работу по улучшению посещаемости и успеваемости учащихся, повышению их ответственности за результаты и качество учебно-воспитательной деятельности.                                                              Необходимо отметить, что в течение прошедшего учебного года 17 учащихся перевелись на другую форму обучения, 9 выпускников   было выпущено со справкой «прослушал курс обучения», 30 учащихся оставлены на повторный год обучения, 27 учащихся отчислены в течение года за неуспеваемость.

     Основу управленческой системы Центра  определяет комплексно- целевой подход к планированию, развитию самоуправления учителей и учащихся, а также формирование мониторинга образовательного пространства и воспитательной системы.

     В основном Центр обеспечен педагогическими кадрами, учебно-воспитательный процесс осуществляют 21 педагог. Все учителя имеют высшее образование, высшую и первую квалификационную категорию 56,2% педагогов, вторую-19%, 4 человека награждены значками «Отличник просвещения».

В 2007-2008 учебном году прошли курсы повышения квалификации учителя русского языка и литературы- Бровченко Е.В.и Пянтина Т.И., курсы повышения квалификации библиотекарей Бровченко Е.В, курсы повышения квалификации заместителей директоров по УВР- Лаврова О.С. Повысила категорию социальный педагог Центра Кутузова Т.В.(1 категория). За большую педагогическую и многолетнюю работу Торжевская Г.И. была награждена почетной грамотой Министерство образования , культуры и спорта Калужской области.

   Средний возраст педколлектива- 45 лет. В процентном соотношении: до 30 лет-10%, 30-40 лет- 19%, 40-50 лет- 19%, 50-60 лет- 24%, свыше 60 лет- 28%. Основную часть коллектива составляют опытные учителя, с большим стажем, обладающие профессиональным мастерством, что было отмечено областной комиссией по аттестации Центра. Таким образом, уровень квалификации педагогических и руководящих кадров соответствует нормативным требованиям и направлениям деятельности  Центра. И это всё с учетом того, что Педколлектив МрЦо совершенно новый и был сформирован буквально за несколько дней. Но, несмотря на столь короткий срок, педагогом удалось добиться серьёзных результатов в своей работе.

Так, например, все педагоги Центра активно работали в заседаниях районных предметных комиссий, повышали свою квалификацию через КОИПКРО, ИМЦ, МО, самообразования, психолого-педагогические и методические семинары. Учитель истории нашего Центра Герман А.М. приняла участие в районном конкурсе  «Учитель года» и стала лауреатом этого конкурса.

      Регулярно раз в четверть в Центре проходят общешкольные и классные родительские собрания с приглашением на них представителей Малоярославецкого ОНО, райвоенкомата, ЦРБ, ИДН, работников правоохранительных органов и представителей службы МЧС.

Ученица 10 класса Ищук Юлия под руководством учителя русского языка и литературы Бровченко Е.В.приняла участие в областном конкурсе сочинений «Если бы я был президентом», стала лауреатом этого конкурса и была награждена ценными подарками.

  С этого года центр образования подключен к Интернету и у нас есть свой сайт.

Все учителя МрЦо активно работали в творческой группе по разработке тематического планирования  для ведения уроков в очно-заочных классах. Обсуждали и разрабатывали  положение о зачетно-сессионной форме обучения, систематически знакомились с новинками педагогической и научно-популярной литературы, углубляли знания по специальности и смежным дисциплинам, обеспечивая тем самым выполнение учебных планов и программ.

 В Центре работает МО классных руководителей (председатель - Тиллаева Т.А.). Заседания МО тщательно готовились и продумывались, выступления учителей основывались на практических результатах работы, позволяющие делать серьезные методические обобщения.

В этом учебном году назрела необходимость сформировать Мо учителей – предметников и в основу деятельности положить мониторинг результатов письменных контрольных работ учащихся, что позволит контролировать и прогнозировать учебный процесс и индивидуальную работу с учащимися.

   Необходимо более конкретно планировать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта, уделять особое внимание вопросам форм и методов  организации уроков при планировании заседаний МО.

  В течение 3 учебной четверти в Центре проводился Парад недель по предметам математики, физики, истории, химии, биологии. Методические недели сопровождались открытыми уроками, выпуском занимательных газет, оформлением выставок, работами учащихся и преподавателей. Проводились внеклассные мероприятия, КВНы, викторины, турниры… Методические недели проводились с целью обмена опыта по актуальным для Центра проблемам: как активизировать деятельность учащихся на уроках, пробудить желание учиться.

К сожалению, не была проведена предметная неделя по русскому языку и литературе.

  Таким образом, анализ методической работы Центра показывает, что все задачи, поставленные в начале года, в основном выполнены. Но, конечно, есть вопросы,  над которыми всем нам необходимо поработать в этом учебном году:

это и повышение качества учебно-воспитательного процесса, повышения уровня самоанализа; спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей; проводить открытые уроки по основным методическим вопросам. Нужно также обратить пристальное внимание на организацию работы со второгодниками, неуспевающими, подумать над расширением зачетной системы для оценки знаний учащихся, посещаемостью занятий. Поэтому управление методической работой заключается в том, чтобы на основе точного знания определить истинные проблемы, способы и пути улучшения деятельности Центра, поддержки и стимулирования труда педагогов, рост их профессионального мастерства.

Программы профессиональной подготовки реализуются на базе Кудиновского Центра образования. Инвариантная часть учебного плана представлена набором обязательных образовательных областей, каждая из которых наполнена традиционными предметами. Номенклатура предметов базового компонента и количество часов на них соответствует государственным требованиям. Часы

вариативной части учебного плана используются, например, на введение новых предметов (8кл. «информатика и ИКТ»-1ч; 9 кл. «краеведение»-1ч.). Спецкурсы для профессиональной подготовки 10 класс «Автотракторное дело», «Основы швейного производства», на индивидуальные и групповые занятия, консультации, на введение предпрофильных элективных курсов в 9 классе (2ч.):

«Машиноведение», «Лоскутное шитье», «Флористика», «Основы швейного производства с приемами конструирования и моделирования одежды», «Основы компьютерной графики». Часы школьного компонента используются полностью по всем параллелям, их содержание соответствует требованиям государственных нормативных документов.

Понятно, что решение проблем «трудного подростка» дело не одного и не двух лет, но в нашем коллективе умеют радоваться и малой победе. Так, например, определена судьба, не решавшаяся много лет учащихся Окушко Юлии, Панкратовой Людмилы, Господарика Романа и многих других детей. В Центре  стараются создавать ситуацию успеха, замечать и отмечать даже незначительные изменения к лучшему в поведении учащихся в их стремлении к учебе: проявления уважительного отношения друг к другу и взрослым, ответственности и старания в работе и учебе, хороший ответ, сокращение пропусков уроков – ничто положительное не ускользает от пристального взгляда учителя. Только в такой атмосфере возможен результат, к котором стремится весь наш педколлектив: защитить подростка дать ему почувствовать уверенность в своих силах, помочь нравственно устоять в трудных жизненных ситуациях, включиться в нормальный и трудовой учебный ритм. Ребята, в свою очередь стараются вести себя лучше, адаптируются к новым для них условиям. Постепенно они окончательно реабилитируются.

Анализ особенностей контингента нашего МрЦо свидетельствует о необходимости приобретения педагогами умения профессионально выстраивать стратегию и тактику педагогической поддержки. Вот почему в этом учебном году организована опытно- экспериментальная работа по разработке системы психолого-педагогического сопровождения учащихся. Для этого создана  и уже зарекомендовала себя с положительной стороны психологическая и социально- педагогическая служба МрЦо (социальный педагог Кутузова Т.В., психолог Ефимочкина Е.А.). Она призвана обеспечить социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Специалисты этой службы в тесном контакте с ОНО, районным психологическим Центром, ИДН, родительской общественностью, классными руководителями и учителями Центра организуют психологическое сопровождение образовательного процесса, работу по профилактике правонарушений и асоциального поведения обучающихся, употребления психотропных средств, работу по социальной адаптации подростков.

Главной задачей СПС является обеспечение высокого качества образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, но и связывается с воспитанием. Социально-психологическое сопровождение в Центре – это не просто сумма разнообразных методов, это способность специалистов службы к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение.

На основе результатов запланированных диагностических исследований, для оптимизации усилий педагогического коллектива в воспитании обучающихся, систематизации работы с родителями, был составлен социальный портрет Центра:

 

Класс

Количество детей в семье

Количество детей обучающихся в Центре

Статус семьи

Много

детные

неполные

Опекае

мые

Неблаго

получные

Малообес

печенные

8

44

2518 33

7

 

11

 

3

 

3

 

9

 

9

48

24 12 36

9

 

13

 

1

 

8

 

10

 

10а

20

15

5

 

7

 

1

 

1

 

6

 

Всего

122

84

21

 

31

 

5

 

12

 

25

 

 

На внутришкольном учете состоит 13 учащихся, из них 10 второгодников, 5 учащихся состоят на учете в ОППН. Необходимо заметить, что состоящие на учете ребята совершили проступки и были поставлены на учет, обучаясь в других школах города.

 

Таблица уровня учебной адаптации.

 

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

8

40%

20%

20%

8

70%

30%

-

9

80%

-

20%

9

70%

30%

-

10

33%

15%

52%

 

 

 

 

Таблица уровня учебной мотивации.

 

Класс

уровень

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

8 (25 чел.)

-

3

8

9

5

8 (8 сел.)

-

-

6

-

2

9 (24 чел.)

-

5

3

3

13

9 (12 чел.)

-

2

3

2

5

10 (18 чел.)

-

1

4

1

12

 

Таблица реальных возможностей обучающихся.

 

Класс

 уровень

высокий

средний

низкий

8 (25 чел.)

-

8

17

8 (8чел.)

-

3

5

9 (24 чел.)

-

8

16

10 (18 чел.)

-

4

14

 

 

Результативность работы СПС МрЦо за 2007-2008 учебный год.

Единая система работы привела к ощутимым результатам:

- созданы и соблюдаются условия для рационального питания обучающихся (льготным питанием обеспечены 23 учащихся из категории нуждающихся семей);

- созданы и соблюдаются условия медицинского обслуживания;

- проводится оценка необходимости внедрения здоровосберегающих технологий по параметрам:

А) результаты проведения мониторинга здоровья обучающихся (в среднем каждый ребенок проболел 15 дней):

- совершенно здоров – 50%;

- почти здоров – 28%;

- не очень здоров – 10%.

Б) желание обучающихся посещать Центр – простой, но очень информативный показатель (25% школьников учатся с большим интересом и желанием, 19% с чувством долга; психологическим климатом удовлетворены 90% обучающихся; 90% родителей удовлетворены работой Центра; 60% учеников испытывают состояние удовлетворения после уроков).

В) курящие школьники составляют 62% от общего количества учащихся.

Г) отсутствие уроков физкультуры сказывается на физическом состоянии учащихся, но, вместе с тем, на 27% повысилось количество обучающихся, занимающихся в спортивных секциях.

Жизнь в Центре после окончания уроков разнообразна и насыщена (дополнительные занятия, кружки).

Специфическим предметом внимания СПС является отношение ребенка с сообществом сверстников. Между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности четко установлена тесная связь. Вместе с тем, на сегодняшний день наша система социально-психологического сопровождения пока еще недостаточно задействована в решении актуальных задач воспитания, нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички, прозвища), насмешки над ребенком, его отвержение, правила и нормы культурного поведения.

Необходимо развивать и такое важнейшее направление воспитательной работы, как создание и поддержка детских и молодежных объединений – расширять использование таких методов работы, как работа с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся, тренинги личностного роста, межличностного общения, самостоятельности противостоянию рекламе, групповому давлению.

Актуальна проблема пропусков без уважительных причин, активная работа Совета старшеклассников.

Центр образования – это открытая социально-педагогическая система, которая взаимодействует со многими социальными институтами. Проблема внешнего взаимодействия и представления учебного заведения существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо. Поэтому в этом ученом году нам всем предстоит вывести работу Совета Центра, попечительского Совета на более высокий, качественный уровень деятельности.

Необходимо признать, что до сих пор не все родители охотно идут навстречу проблемам Центра, порой стараются снять с себя ответственность за воспитание и обучение детей. И чаще всего именно такие родители не посещают классные и общешкольные родительские собрания. И, как правило, дети из этих семей являются неуспевающими.

Анализ итогов выпускных экзаменов в 9-х, 12-х классах и проведения промежуточной  итоговой аттестации учащихся в 8, 10, 11 классах позволил выявить следующие проблемы:

1. По русскому языку уровень грамотности находится на недостаточно высоком уровне, у учащихся слабо развита устная и письменная речь, очевидно неумение учащихся грамотно и последовательно излагать свои знания.

2. По алгебре ощущается отсутствие базовых ЗУНов по арифметике, затруднения в понимании относительности в связях и признаках объекта.

3. Биология, физика, химия, география. По этим предметам пока еще существует как и нехватка учебно-наглядных пособий, так выявлен и узкий кругозор детей, неумение связно излагать свои мысли, наличествует склонность к воспроизведению несущественных подробностей.

 Справедливости ради нужно отметить, что все педагоги Центра стараются использовать разнообразные формы уроков, чтобы найти подход к каждому ученику и привлечь его к более активной работе.

Введение переводных экзаменов позволяет своевременно выявить проблемы учебного процесса и искать пути их решения. Поэтому промежуточная аттестация ставила своей целью контроль усвоения учащимися базовых знаний. Более подробные итоги проведенной аттестации учителям можно будет посмотреть в годовом анализе ВШК, а выводы и рекомендации нужно будет обсудить на одном из заседаний методсовета или на педсовете.

Особое внимание педколлективом Центра обращалось на выработку у учащихся основных ЗУНов, на качество образования и воспитания учащихся, развивались познавательный интерес и творческие способности, формировались навыки самостоятельной учебной деятельности, учителя и классные руководители стремились обеспечить органическое единство учебной и внеурочной деятельности ребят. Учебная и воспитательная деятельность решали задачу воспитания физического и духовного совершенствования, привития навыков культурного поведения.

В основу воспитательной деятельности Центра положены тематические, воспитательные программы педагогического партнерства «Ученик – учитель – родитель», «адаптация и социализация подростков».

В содержании воспитательной деятельности как приоритетные направления выделяются гражданско-патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, социально-нравственное воспитание учащихся. Уже сейчас можно признать, что заметно изменился стиль взаимоотношений  с учащимися. Он стал более демократичным, строится на взаимном доверии, доброжелательности, ориентируется на уважении к личности ученика и учителя. Ученикам предоставлялась возможность проявить свои личные качества, предприимчивость и деловитость как в укреплении материально-технической базы МрЦо, так и в организации проведения конкурсов, праздников, различных мероприятий. Все это, конечно, оказывало положительное влияние на учебно-воспитательный процесс, но работу по развитию взаимосвязи ученического самоуправления, педколлектива и общественности необходимо и далее продолжать и совершенствовать.

Для формирования общечеловеческих норм нравственности использовались разнообразные формы внеклассной работы по различной тематике. Они проходили при активном участии учащихся, а потому не оставляли никого равнодушными к проблемам Родины, родной природы, традициям народа, его достижениям. Ребята стали внимательнее относиться к окружающим людям, ко всему, что их окружает – дома, в Центре, в городе, на селе. Но есть, конечно, еще и такие подростки, которые не хотят ценить и уважать труд других людей, нарушают дисциплину, курят, совершают пропуски занятий без уважительных причин. Поэтому данная задача требует также дальнейшей работы как классных руководителей, так и всего педколлектива Центра образования.

Для развития взаимодействия учителей, учащихся и родителей в прошедшем учебном году в МрЦо проводилось очень много различных мероприятий по организации, подготовке и проведению конкурсов и викторин, в которых участвовали как сами ребята, так и взрослые, что позволяло сблизить общими интересами всех участников того или иного дела.

Центр образования принимал активное участие во всех городских и районных мероприятиях.

Урок Мира и памяти детям, погибшим в Беслане: выставка рисунков «Мы выбираем Мир»; «Мир – это я».

Акция милосердия «Распахни свое сердце добру», сбор средств на восстановление районной больницы.

Посещения Торбеевского детского дома вместе с учащимися СШ №2, а также с концертной программой фольклорного ансамбля под руководством Н.А. Тростянской и вручением подарков для детей. Акция была организована с помощью фирмы «Орифлейм».

Проведение акции «Подарок Деда Мороза», сбор денежных средств и подарков. Подарки были именные и учитывали пожелания детей детского дома. Акция была организована фирмой «Билайн».

В рамках программы «Здоровые дети – здоровое будущее страны», учащимися МрЦо были заняты призовые места по шахматному турниру, футболу и теннису.

Ученики принимали участие в областном конкурсе плакатов, посвященному борьбе с наркотиками. Конкурс проводился совместно с Центром внешкольной работы и отделом молодежной политики при районной администрации. Учащиеся Центра стали его лауреатами.

Ученики Центра принимали участие в акции «Письмо ветерану», приняли активное участие в возложении цветов, панихиде по павшим воинам, а также вручили ветеранам цветы и открытки с памятными пожеланиями.

По основным направлениям воспитательной и учебной деятельности Центра план работы выполнен.

1. Гражданско-патриотическое воспитание:

Регулярно проводились классные часы, встречи с участниками войны, Афганских событий. 9 мая была проведена «Вахта памяти». В МрЦо прошли: выставка рисунков «Война глазами детей», выставка «Награды наших близких», конкурс  чтецов «Поэты и писатели о войне». Во всех классах прошли классные часы «Война в каждом доме», воспоминания родных «Память».

2. Экологическое воспитание:

Были проведены работы по благоустройству территории Центра образования, озеленение, экологические экскурсии на природу. В Центре был составлен «Экологический календарь» и проведен праздник «День Земли». Конкурсы рисунков «Мы и природа», «Вместе работаем – вместе отдыхаем», «Мир из моего окна».

3. Большое внимание было уделено нравственно-эстетическому воспитанию.

Это и проведение праздника «Широкая масленица», и посещение храмов земли Малоярославецкой, посещение картинной галереи, посещение всех музеев Малоярославца, встречи с ансамблем под руководством Н.А. Тростянской, встреча с актером и поэтом Никитой Джигурдой. На высоком идейно-эстетическом уровне прошел вечер «Бородин – музыкант, химик, поэт, врач», подготовленный учащимися 11-12 классов под руководством классных руководителей. В течение учебного года проводился цикл занятий совместно с городской библиотекой «День святого Валентина», «Пушкинские чтения», «Образ матери в русской иконописи». Во всех классах и параллелях МрЦо прошли циклы уроков общения. В Центре проводился «Парад наук». Были представлены такие науки как: география, химия, математика, физика и другие. В течение учебного года было организовано и проведено много интересных, бинарных уроков по истории и литературе, географии и математике, физике и другие. Для улучшения эстетического воспитания в Центре образования проводилась различная психодиагностическая работа, были созданы клуб «Хозяюшка» и танцевальный кружок «Ритмы», «Клуб по интересам».

4. Особое внимание было уделено профилактике правонарушений:

Это и посещение на дому и встречи с сотрудниками правоохранительных органов, и тематические вечера, викторины, диспуты: «Я и Закон», «Мои права и обязанности», «Если бы парни всей Земли…». В апреле 2008 года совместно с    ИДН (Букина И.В.) учащиеся нашего Центра, СШ №2 приняли участие в поездке в Калужскую воспитательную колонию, которая произвела на них большое впечатление и многих заставила задуматься о правилах и нормах поведения, отношении к другим людям.

5. Школьное самоуправление и совет старшеклассников также активно участвовали в проведении всех мероприятий: работа школьной самодеятельности и школьное СМИ, и беседы с нарушителями дисциплины и проведение различных спортивных игр. Заседания совета старшеклассников имели большое воспитательное значение в укреплении дисциплины учащихся МрЦо. К 23 февраля были организованы и проведены спортивные соревнования между учащимися Детчинского и Малоярославецкого Центров образования. А Воробьева Вероника, учащаяся 11 класса МрЦо заняла 3 место в чемпионате города по каратэ, посвященному 66 годовщине освобождения г. Малоярославца от немецко–фашистских захватчиков.

Хотелось бы отметить работу классного руководителя 11-х классов Торжевской Г.И..  Старшеклассники под руководством Галины Ивановны совершили экскурсию на МПЗ, картинную галерею, экскурсию по храмам земли Малоярославецкой. На высоком идейно-эстетическом уровне прошел тематический вечер «Бородин – музыкант, химик, поэт, врач», ребята также совершили заочное путешествие в славный город Владимир.  Были проведены беседы: «СПИД – чума 21 века», «Ничто не дается так легко и не ценится так дорого как вежливость» и многие другие воспитательные мероприятия, которые формировали у учащихся способность к самообразованию, самовоспитанию, познавательность, толерантность, патриотизм, здоровый образ жизни, оказали большую помощь ребятам в профессиональном самоопределении.

Сегодня мне хочется сказать добрые слова и в адрес учителей-воспитателей, работников Центра, руководителя летнего лагеря труда и отдыха Кутузовой Т.В., за активную  и большую работу, она является еще председателем  профкома МрЦо, которую она вот уже на протяжении многих лет проводит, занимаясь оздоровлением детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.

Особые слова благодарности мне хочется выразить заместителям по УВР Лавровой О.С., Коленкову А.П., Кухтину И.П.. Не считаясь со временем, а порой и без обеденного перерыва мои помощники все делали для того, чтобы особенно в  этот, первый, переломный и трудный год работы Центр образования нашел свою нишу в системе оказания образовательных услуг, чтобы имидж и авторитет МрЦо не на словах, а на деле был высоким и авторитетным, как среди других, так и в районе в целом. Низкий им поклон и большое спасибо за профессиональную, качественную и результативную работу в благородном деле воспитания и образования наших детей и подростков. 

Как видно из вышеперечисленного, сделано много, Центр живет обычной, традиционной для внутришкольной деятельности, жизнью.

Теперь нам необходимо используя накопленный опыт, те положительные наработки поставить вопрос всей учебно-воспитательной работы в другой плоскости, а именно: переход количества в качество, хотя сразу сделаю оговорку - эта задача далеко не простая, учитывая количество проводимых в районе и городе, да и в Центре различных встреч и массовых мероприятий. В наступившем 2008-2009 учебном году следует учесть, что подготовку ко всем делам следует начинать заблаговременно, чтобы они проходили на высоком организационном и эстетическом уровне, а также были интересны для учащихся и имели высокий воспитательный потенциал.

Педагогическое проектирование невозможно без изучения личности воспитанника, педагогической фиксации его стремления к саморазвитию, самовоспитанию, что также является частью деятельности классного руководителя.

Подготовка и проведение всех общешкольных дел требует не только участия учителей, но и активной деятельности учащихся, причем, очевидно, недостаточно только сотрудничества, содружества учителей и учащихся.

Необходимо использовать эти дела для развития инициативы учащихся, чувства ответственности за порученное дело. Кроме того, ответственность и инициативу надо воспитывать и при выполнении повседневных необходимых дел: дежурство по Центру, дежурство в классе, соблюдение хорошего санитарного состояния закрепленных классных кабинетов, мебели. Всего этого невозможно сделать без активизации деятельности органов ученического самоуправления: Совета Центра, совета старших дежурных, оргкомитетов и комиссий по проведению различных общешкольных дел. Остается открытым вопрос о создании в Центре детской организации, школьного музея, введения ученической формы одежды.

Таким образом, в предстоящем учебном году необходимо уделить работе ученического самоуправления самое серьезное внимание. И итоги подвести в августе будущего года на педсовете.

Деятельность Центра носит демократический характер, в ее управлении принимает участие весь коллектив Центра, образовательные организации, Совет Центра, но внутришкольный контроль, который осуществляет администрация, необходим для использования учителями учебного плана, государственных стандартов, дополнительного образования. С этой целью планируется система контроля.

В прошлом году осуществлялся анализ администрацией работы каждого педагога, были определены достоинства и недостатки их работы, проведен анализ учебно-воспитательной и методической работы педагогов. В этом учебном году система внутришкольного контроля будет направлена на выявление недостатков и обобщения положительного опыта деятельности педагогов, на контроль усвоения учащимися стандарта образования, на контроль деятельности учителей, работе педагогов с «неуспевающими».

Контроль будет проводиться во всех видах: фронтальном, тематическом, классно-обобщающем, предупредительном. Итоги контроля (справки с выводами и предложениями) обязательно должны стать достоянием всего коллектива, заслушиваться на совещаниях при директоре, заместителях директора, педсоветах, МО и других коллективных совещаниях. Одной из главных задач методического совета должна являться задача создания максимально благоприятных условий для развития творческой реализации и потенциала личности педагогов и учащихся, совершенствования и развития научно-исследовательской, инновационной деятельности учителей.

Несколько слов о состоянии материально-технической базы Центра и задачах по ее укреплению. Анализируя работу администрации Центра, Совета Центра, зам. директора по АХЧ Кухтина И.П., необходимо отметить большой объем работ, в общем-то, за небольшой период времени по укреплению материально-технической базы МрЦо. Приобретена школьно-ученическая мебель: карты, столы, стулья, книжные шкафы. Практически во всех классах заменены классные доски. На сумму 150 тысяч рублей из депутатского фонда планируется приобрести компьютерное оборудование. Уже приобретены ксерокс, компьютер, факс, наконец, за многие годы сделана подводка наружных сетей канализации к зданию МрЦо. Отремонтированы комната для техслужащей и классная комната. Решается вопрос о выселении бухгалтерии ОНО из здания Центра. В рамках реконструкции Сенной площади будет проведен капитальный внешний и внутренний ремонт здания Центра. В этом учебном году будет произведен ремонт туалетов для учащихся, заменена вся отопительная система и сантехническое оборудование МрЦо. Большая работа была проведена и по благоустройству территории Центра, подрезаны кустарники и деревья, очищена прилегающая территория. В прошлом учебном году полностью заменена электропроводка по всему зданию Центра. Также завершена работа по установке противопожарной автоматической сигнализации. Сделан косметический ремонт рекреаций, классных комнат здания МрЦо. Особенно хочется отметить классного руководителя 9 класса Тиллаеву Т.А., которая вместе с учениками и на средства родителей произвели косметический ремонт классной комнаты. Нам всем в этом вопросе нужно действовать активнее.

Постепенно пополняется и библиотечный фонд. Силами заведующей библиотекой Бровченко Е.В. была перебрана вся учебная литература, устаревшая утилизирована, а художественная и методическая каталогизирована. Целью работы для библиотекаря должно стать обеспечение учащихся учебной литературой, сделать библиотеку информационным центром, воспитывать у учащихся читательскую культуру, приобщать к источникам мировой художественной культуры.

Совершенно очевидно, что Центр образования, имеющий ограниченное финансирование не сможет все это осилить без поддержки общественных организаций, депутатов городского и районного Советов, попечительского Совета, ОНО, родительской общественности. Но мы уверены, что есть понимание и в районной и городской администрациях насколько необходимы совместные усилия для становления и развития конкретной и настоящей помощи МрЦо и поддержки ребят с непростой судьбой. Педколлектив МрЦо и дальше будет использовать и активно применять различные формы организации сотрудничества. Прошедший учебный год показал, что весь педколлектив Центра образования испытывает большое чувство удовлетворения от полученных результатов своего труда, от эмоционального климата в коллективе, неравнодушия учащихся к успехам и неудачам друг друга, их сопереживания. Все это обогащает учебно-воспитательную деятельность, способствует воспитанию творческих и нравственных качеств личности.

 

 

Уважаемые коллеги!

Успешная и качественная учебно-воспитательная деятельность зависит от профессиональной и слаженной работы всего педагогического коллектива, каждого из вас, активной совместной работы с родительской общественностью, Советом Центра, органами ученического самоуправления. Итоги прошедшего учебного года дают все основания предполагать, что сделан хороший задел для более качественной и высокопрофессиональной работы по обучению и воспитанию учащихся нашего Центра, привитию любви и уважения к богатым традициям вечерней школы, своему городу, краю, воспитанию высокого чувства патриотизма, любви к своему Отечеству, тем более, что в этом учебном году вечерняя школа отметит свое 60-летие.

Разрешите поздравить Вас с началом нового 2008-2009 учебного года, пожелать всем Вам крепкого здоровья, семейного и личного счастья, новых творческих успехов в нашем нелегком, но весьма важном деле обучения и воспитания подрастающего поколения.