Публичный доклад директора за2009-2010 учебный год

 

 

 

Уважаемые коллеги!

Вот и завершен 2009-2010 учебный год. Считанные дни отделяют нас от начала нового учебного года. Прошло три года как создано новое образовательное учреждение – МОУ Малоярославецкий районный Центр образования. Это многопрофильное образовательное учреждение Калужской области и Малоярославецкого района в частности. Это, прежде всего, связано с реализацией комплексного проекта модернизации образования в Калужской области, реализацией приоритетного национального проекта «Образование» в Малоярославецком районе. Введением нормального подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников общего образования, развитием региональной системы оценки качества образования, включением общественности, в том числе родительской как основного заказчика образовательных услуг и повышением их роли в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Это, наконец, реализация проекта «Информатизация системы образования» в целях совершенствования информационного обеспечения процессов управления, планирования и организации учебного процесса на основе внедрения информационных систем, предполагающих использование программных комплексов «1С: Хронограф Школа 2,5» и «1С: Хронограф 3,0 Мастер» и постепенного перехода на новые информационные технологии управлением образования.

Сегодня нам необходимо подвести итоги прошедшего учебного года, осмыслить проделанную учебно-воспитательную работу педколлектива и наметить задачи на новый 2010-2011 учебный год.

Стратегическим ресурсом становится человеческое достоинство. Оно всегда было этическим императивом, но теперь эта мораль становится залогом будущего, она непосредственно конвертируется в прагматические ценности и инвестируется в развитие, становится ликвидной в прямом экономическом смысле слова. И наоборот: диктат, насилие и унижение уже неликвидны, они тормозят развитие и лишают перспективы.

… предстоит решить задачу расширенного воспроизводства «человеческого капитала». Наша система образования должна быть перестроена не только в плане ориентации на новое знание и инновационную прагматику, но и в ориентации на ценностные установки и мораль, отличающие инновационный социум от ресурсно-сырьевого. Формирование нового поколения – просто имеющий вполне определенный временной лаг, поэтому запаса времени на реформу институтов образования и воспитания практически нет.

Сегодня школа, да и вся страна, находится в состоянии резкого бюджетного сокращения, кроме того, происходит очень сильное давление на школы по оптимизации персонала из-за демографического сжатия. Численность учеников сокращается, а норматив финансирования «привязан» к ученику. Конечно, нужна узловая модель организации школ, так, чтобы в узлах этой сети создавались ресурсные центры, концентрировались ресурсы, качественные программы, можно было бы организовать подвоз. Нужна иерархия школ и по ступеням образования, и по качеству, и по специализации в зависимости от потребностей обучающихся.

Сегодня нам необходимо подвести итоги прошедшего учебного года, осмыслить проделанную учебно-воспитательную работу педколлектива и наметить задачи на новый 2010-2011 учебный год.

Нам представляется, что в данном отчете – публичном докладе мы должны показать и выделить его основные функции:

1.     Проинформировать педколлектив и общественность об особенностях организации образовательного процесса, уклада жизни Центра образования, имеющих место и планируемых изменениях и нововведениях;

2.     Сделать отчет и подробный анализ выполнения государственного и общественного заказа на образование;

3.     Привлечь внимание общественности и власти к проблемам Центра образования;

4.     Расширить круг социальных партнеров, повысить эффективность их деятельности в интересах нашего Центра образования;

5.     Привлечь родительскую общественность к оценке деятельности Центра образования, разработке предложений и планирования деятельности по его дальнейшему развитию.

Для того чтобы эффективно выстраивать  образовательную политику Центра образования нужно выяснить трудности, проблемы и их причины, определить сильные стороны Центра образования, его пока еще нераскрытые возможности. А главное – на основе проделанного анализа работы МрЦо за 3 года выстроить перспективное развитие, то есть разработать общую стратегию и программу, наметить пути и средства достижения все усложняющихся образовательных целей.

Важно найти такие критерии оценки деятельности Центра образования, которые бы, во-первых, охватывали все стороны жизни МрЦо. Во-вторых, оценочная шкала не была бы перегружена показателями: процедуры их изменения должны быть понятными и доступными учителям. В-третьих, качество образовательной деятельности нельзя оценивать только по «результатным» критериям, количеству обучающихся, не сдавших ЕГЭ выпускников, получивших «золотые» и «серебряные» медали. Следует оценивать общие  развивающие особенности Центра образования, его способность наилучшим образом продвигать каждого ученика, независимо от того с какими базовыми способностями он пришел к нам. И что очень важно: методика оценки качества должна органически «вписываться» в систему деятельности Центра образования, стать механизмом организации методической работы, принятия управленческих решений, роста мастерства педагогов.

Необходимо отметить, что прошедший учебный год был очень насыщенным, трудным и напряженным, но весьма результативным и эффективным для нашего МрЦо.

Судите сами:

Прежде всего, была проведена большая работа по разработке и оформлению всех учредительных и организационно-распорядительных документов общеобразовательного учреждения, его реструктуризации и оптимизации.

Был разработан и принят Устав Центра образования, который утвержден Постановлением Малоярославецкой районной администрации от 27.08.2007 года № 890. На основании анализа работы МрЦо за 2007-2008 учебный год и в связи с изменениями и дополнениями в июне 2008 года и июле 2009 года были разработаны и приняты новые, более полные редакции Устава Центра образования и внесены изменения в его Устав.

В связи с принятием Закона об обязательном среднем (полном) общем образовании возрастает роль Центра образования и вечерних школ. Обществом должны быть востребованы их обучающая и социальная функции.

Малоярославецкий районный Центр образования является юридическим лицом. Он зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области 31.08.2007 года за государственным регистрационным номером 2074011021907 (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ 40 № 000874244). Учредитель Центра – Малоярославецкая районная администрация  МР «Малоярославецкий район» КО в лице Отдела образования Малоярославецкой районной администрации МР «Малоярославецкий район» Калужской области.

Директор Центра образования, его заместители выполняют функции в соответствии с должностными инструкциями. В Центре соблюдается исполнительская дисциплина: имеется номенклатура дел, осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций). В Центре выполняются требования по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности обучающихся и сотрудников. Центр получил государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Министерством конкурентной политики и тарифов Калужской области. Лицензия действительна до 18.10.2011 года.

В конце февраля 2008 года МрЦо успешно прошел аттестацию и экспертизу на соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Экспертиза была проведена Центром оценки качества образования ГОУ «Областной центр информационных технологий в образовании». В  результате аттестации было положительно отмечено, что перспективный план работы отвечает целям и задачам учреждения, а образовательная программа соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и структуре нормативно-управленческих документов  и целевой функции образовательного учреждения. Так, например, в результате экспертизы уровня и качества подготовки выпускников 9-х и 12-х классов было установлено, что уровень обученности в основной школе составляет 75%, а средней 80%. А уровень обученности и качество знаний: выпускников второй ступени по итогам предметного тестирования по русскому языку 79%, физике – 95%, выпускников третьей ступени по уровню обученности: химии – 100%, биологии – 71%, качество знаний: химия – 88% и биология – 51% . Таким образом, областной комиссией был сделан вывод о том, что уровень и качество подготовки выпускников МрЦо по программам основного и полного общего образования соответствует требованиям государственных нормативных документов.

Государственная политика в области образования, общедоступный характер образовательной системы, светский характер образования, свобода выбора форм образования, демократический государственно-общественный характер управления Центром образования все эти принципы нашли отражение в его деятельности в прошедшем учебном году. И это было положительно отмечено областной комиссией по аттестации и лицензированию. Кроме того, получено свидетельство о государственной регистрации, права на оперативное управление землей и имуществом Центра, свидетельство облстата, заменена печать Центра.

МрЦо строит свою работу в соответствии с перспективным планом работы МрЦо. Методическая работа педколлектива Центра: «Преодоление неуспеваемости и повышение мотивации обучения как фактор обеспечения качества образования».

Администрацией, Советом Центра, педколлективом была разработана и принята образовательная программа МрЦо на 2007-2011 годы, в рамках, которой были разработаны и утверждены и Комплексная программа адаптации подростков аддитивного поведения в социуме, программа «Путь к успеху» целью, которой является формирование нравственных качеств обучающихся и «Программа развития Малоярославецкого районного Центра образования на 2007-2011 годы». Программа имеет модульное построение. В ней дана общая характеристика Центра образования, проведен анализ образовательной ситуации, состояние педагогического процесса и условий его развития, учтены конкретные образовательные запросы и потребности обучающихся, сформулированы цели и задачи деятельности учреждения, намечены пути их реализации, разработано методическое обоснование образовательного процесса, описан механизм управления реализацией образовательной программы.

Базисный учебный план МОУ Малоярославецкий районный Центр образования разработан на основе Базисного учебного плана ОУ РФ с учетом наличия учебных программ, методического обеспечения, учебников и учебных пособий, наличия кадров соответствующей квалификации и требований санитарных норм и правил. В очно-заочной форме обучения учебный план составлен на основе Базисного учебного плана 1998 года.

Часы школьного компонента используются полностью по всем параллелям, их содержание соответствует требованиям государственных нормативных документов.

Расписание занятий сбалансировано с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленности в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности обучающихся. В расписании отсутствует превышение норм предельно допустимой учебной нагрузки по отношению к учебному плану. В образовательной программе, учебном плане администрация Центра, Совет Центра старались отразить основные задачи вечерней школы и МрЦо в целом, поскольку мы являемся специализированным учебным заведением, выполняющим сложные учебные и специальные задачи. В нашем Центре обучаются как педагогически запущенные, склонные к правонарушениям, не нашедшие себе места в массовой школе подростки, так и работающая молодежь. Мы стремимся, прежде всего, обеспечить личностную ориентацию в обучении и воспитании; вариативность и свободу выбора в образовании; вести учебный процесс на достаточном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся; осуществлять их социализацию, прививать профессиональные навыки, формировать общечеловеческие нормы нравственности и поведения. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ученик реализовал удобный для себя способ обучения, выбрав индивидуальную образовательную траекторию. Центр создан как многофункциональное самостоятельное учреждение с гибкой организационной структурой, тесными связями с образовательными учреждениями различного уровня, позволяющими обеспечивать образовательные потребности населения.

В Центре как уже отмечалось ранее, обучаются подростки из неблагополучных семей, с поведенческими нарушениями и проблемами в обучении.

Образовательные программы в Центре осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Центр образования работает в поисковом режиме, коллектив стремится проводить социализацию подростков «группы риска» через учебную деятельность и воспитательную работу, допрофессиональную и профессиональную подготовку, которую мы организовывали на базе нашего структурного подразделения Детчинский ЦО и на базе Кудиновского ЦО. По мере приобретения компьютерного оборудования необходимо продумать и такие формы обучения, как дистанционное, организация и проведение курсов компьютерной грамотности, профильное обучение секретарей-делопроизводителей с последующей выдачей сертификата.

Активно проводится совместная работа с ППМС «Центр диагностики и консультирования», который организовывает и проводит совместно с нашей социально-психологической службой профилактическую и коррекционную работу с неблагополучными семьями, консультирует родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной психологии, проводит профориентационную работу с выпускниками 9-х классов. Есть и другие формы и методы организации образовательной деятельности, которые еще ждут своего воплощения в построении учебно-воспитательного процесса. Главное средство их выполнения – в постепенном продуманном, согласованном коллективом разрешении всех поставленных планов и задач педагогами нашего Центра образования. В МрЦо обучаются 250 человек. При открытии в Центре было 10 классов и 4 заочные группы. В 2007-2008 учебном году Центр образования дал «путевку в жизнь» 81 выпускнику, 2008-2009 – 33 девятиклассникам и 37 двенадцатиклассникам. 13 человек не прошли аттестацию в форме ЕГЭ. В 2009-2010 учебном году получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании 33 обучающихся, об основном общем образовании – 8 человек, 9 обучающихся не прошли аттестацию в форме ЕГЭ.

В 2010-2011 учебном году Центр образования будет работать в режиме пятидневной учебной недели. В первую смену будут заниматься обучающиеся 9, 10 классов, во вторую смену обучающиеся 11,12 классов. Все  обучающиеся Центра должны сдавать ЕГЭ, как и в других общеобразовательных учреждениях. Поэтому администрация Центра проводит систематическую и целенаправленную работу по улучшению посещаемости и успеваемости обучающихся, повышению их ответственности за результаты и качество учебно-воспитательной деятельности.

В течение 2009-2010 учебного года прибыло 33 обучающихся, выбыл 61 обучающийся, перешли на иную форму обучения 10 человек.

Основу управленческой системы Центра определяет комплексно-целевой подход к планированию, развитию самоуправления учителей и обучающихся, а также формирование мониторинга образовательного пространства и воспитательной системы.

В основном, Центр образования обеспечен педагогическими кадрами, учебно-воспитательный процесс осуществляют 15 педагогов. Все учителя имеют высшее образование, высшую и первую квалификационную категорию 66,7% педагогов, 13,4 %, 1 человек награжден значком «Отличник просвещения».

В 2009-2010 учебном году прошли повышение квалификации учителя химии и математики Торжевская Г.И., Рыжкова Г.И., педагог-психолог Чугунова Н.И., курсы повышения квалификации директоров – Лебедев В.А. Повысили категорию педагог-психолог Чугунова Н.И. учителя химии и биологии Торжевская Г.И., Ермаков А.С.. За большую педагогическую и многолетнюю работу Чугунова Н.И. была награждена почетной грамотой районного отдела образования.

Средний возраст педколлектива – 54года. В процентном соотношении: до 30т лет – 0%, 30-40 лет -20%, 40-50 лет – 20%, 50-60 лет – 10%, свыше 60 лет – 50%.

Основную часть педколлектива составляют опытные учителя, с большим стажем, обладающие профессиональным мастерством, что было отмечено областной комиссией по аттестации Центра. Таким образом, уровень квалификации педагогических и руководящих кадров соответствует нормативным требованиям и направлениям деятельности Центра. И это все с учетом того, что педколлектив МрЦо совершенно новый и был сформирован всего за несколько дней. Но, несмотря на столь короткий срок, педагогам удалось добиться серьезных результатов в своей работе по итогам 3-х прошедших лет. Так, например, все педагоги Центра активно участвовали в заседаниях районных предметных комиссий, повышали свою квалификацию через КОИПКРО, ИМЦ, МО, самообразование, психолого-педагогические и методические семинары. В прошедшем учебном году учитель химии и биологии Торжевская Г.И. приняла участие во Всероссийском конкурсе по экологии и стала лауреатом этого конкурса.

Регулярно, раз в четверть, в Центре образования проходят общешкольные и классные родительские собрания с приглашением на них представителей Малоярославецкого ОНО, райвоенкомата, ЦРБ, ИДН, работников правоохранительных органов и представителей службы МЧС.

Обучающиеся Центра образования принимали участие в различных конкурсах, так, например:

·        В конкурсе рисунков на тему «Противопожарной безопасности» - первое  место присуждено Ветохиной Алине – обучающейся 10 А класса.

·        В конкурсе эмблемы к «Году учителя» принимала участие Антонян Татевик обучающаяся 11 А класса, ее работа направлена на районный конкурс.

·        В конкурсе фотографий «Природа родного края» первое место заняла Толстых Надежда ученица 11 А класса.

·        Стороженко Виктория обучающаяся 11 А класса и Новикова Виктория обучающаяся 10 А класса приняли участие в Первом Детском литературном Всероссийском конкурсе.

·        В фестивале «Молодых исполнителей – Весна 2010» принимали участие Зубова Галина – обучающаяся 10 А класса, получила диплом за авторское исполнение и Максименко Андрей – обучающийся 11 А класса, стал лауреатом конкурса.

·        Обучающиеся Центра приняли участие в общегородском заседании «Круглого стола», где встречались с различными специалистами, медиками, работниками правоохранительных органов.

·        Обучающиеся Центра активно участвовали в весеннем кроссе, который был посвящен 65-летию Победы в ВОВ.

·        Обучающиеся 10 А класса приняли активное участие в военных сборах.

 

С прошлого года Центр образования подключен к Интернету и у нас есть свой сайт. По итогам районного смотра – конкурса наш сайт отмечен районной комиссией при ИМЦ. Под руководством зам. директора по УВР Чугуновой Н.И. обучающиеся и учителя МрЦо работали в 2009-2010 учебном году над созданием сайта социально-психологической службы и сайта старшеклассников «Алые паруса».

Все учителя МрЦо активно принимали участие в разработке тематического планирования для ведения уроков в очно-заочных классах. Обсуждали и разрабатывали положение о зачетно-сессионной форме обучения, систематически знакомились с новинками педагогической и научно-популярной литературы, углубляли знания по специальности и смежным дисциплинам, обеспечивая тем самым выполнение учебных планов и программ.

В Центре работает МО классных руководителей (руководитель – Тиллаева Т.А.), МО учителей естествознания (Торжевская Г.И.), МО учителей гуманитарного цикла (Пянтина Т.И.). Заседания МО тщательно готовились и продумывались, выступления учителей основывались на практических результатах работы, позволяющих делать серьезные методические обобщения.

В этом учебном году назрела необходимость сформировать МО учителей-предметников  и в основу деятельности положить мониторинг результатов письменных контрольных работ обучающихся, что позволит контролировать и прогнозировать учебный процесс и индивидуальную работу с обучающимися. Необходимо более конкретно планировать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта, уделяя особое внимание вопросам форм и методов организации уроков при планировании заседаний МО.

В течение учебного года в Центре проводились дни интеллекта по предметам: география, математика, русский язык и литература, история. Дни интеллекта сопровождались открытыми уроками, выпуском занимательных газет, оформлением выставок, работами обучающихся и преподавателей. Проводились внеклассные мероприятия, викторины, КВНы, турниры. Дни интеллекта проводились с целью обмена опытом по актуальным для Центра проблемам: как активизировать деятельность обучающихся на уроках, пробудить желание учиться. Однако над содержательным, организационно-методическом уровне подготовки и проведения этих дней нужно подумать и обсудить на одном из заседаний МО.

Таким образом, анализ методической работы Центра показывает, что все задачи, поставленные в начале года, в основном, выполнены. Но, конечно, есть вопросы, над которыми всем нам необходимо поработать в этом 2010-2011 учебном году, это:

- повышение качества учебно-воспитательного процесса и повышение уровня самоанализа;

- взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;

- проводить открытые уроки по основным методическим вопросам.

Нужно также обратить пристальное внимание на организацию работы со второгодниками, неуспевающими, подумать над расширением зачетной системы для оценки знаний обучающихся, посещаемостью занятий, подготовке к сдаче итоговых экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ. Поэтому управление методической работой в МрЦо заключается в том, чтобы на основе точного знания определить  истинные проблемы, способы и пути улучшения деятельности Центра, поддержки и стимулирования труда педагогов, роста их профессионального мастерства.

Программы профессиональной подготовки реализуются на базе Кудиновского УПК, где проходили обучение и профессиональную подготовку 45 обучающихся по профильным учебным предметам на основе элементов Госстандарта начального профессионального образования по специальностям:

- автотракторное дело;

- автодело;

- швейное дело.

Это дает возможность получить свидетельство и выйти во взрослую жизнь с приобретенной специальностью. Инвариантная часть учебного  плана представлена набором обязательных образовательных областей, каждая из которых наполнена традиционными предметами. Номенклатура предметов базового компонента и количество часов на них соответствует государственным требованиям. Часы вариативной части учебного плана используются, например, на введение новых предметов (8 класс «информатика и ИКТ» - 1 ч.). Спецкурсы для профессиональной подготовки 10 класс «Автодело», «Швейное дело», на индивидуальные и групповые занятия, консультации, на введение предпрофильных элективных курсов в 11 класс «Мой выбор». Часы школьного компонента используются полностью по всем параллелям, их содержание соответствует требованиям государственных нормативных документов.

Понятно, что решение проблем «трудного подростка» дело не одного и не двух лет, но в нашем коллективе умеют радоваться и малой победе. Так, например, определена судьба многих подростков, попавших в трудные жизненные ситуации, не решавшиеся много лет в других учебных заведениях: Угольковой Насти, Господарик Романа, Ламерт Екатерины, Самсоненко Екатерины и многих других подростков. В Центре стараются создать ситуацию успеха, замечать и отмечать даже незначительные изменения к улучшению в поведении обучающихся в их стремлении к учебе, проявления уважительного отношения друг к другу и взрослым, ответственности и старания в работе и учебе, хороший ответ, сокращение пропусков уроков – ничто положительное не ускользает от пристального взгляда учителя. Только в такой атмосфере возможен результат, к которому стремится весь наш педколлектив: защитить подростка, дать ему почувствовать уверенность в своих силах, помочь нравственно устоять в трудных жизненных ситуациях, включиться в нормальный и трудовой учебный ритм. Ребята, в свою очередь, стараются вести себя лучше, адаптируются к новым для них условиям. Постепенно они окончательно реабилитируются, а родители выпускников выражают благодарность и искреннее признание педколлективу МрЦо за спасение души и исправленные судьбы детей.

Анализ особенностей контингента нашего МрЦо свидетельствует о необходимости приобретения педагогами умения профессионально выстраивать стратегию и тактику педагогической поддержки. Вот почему в прошлом учебном году была организована опытно-экспериментальная  работа по разработке системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Для этого создана и уже зарекомендовала себя с положительной стороны социально-психологическая служба МрЦо (социальный педагог Кутузова Т.В., педагог-психолог Чугунова Н.И.). Она призвана обеспечить социально-психологическую реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Специалисты этой службы в тесном контакте с ОНО, ППМС «Центр диагностики и консультирования», ПДН, родительской общественностью, классными руководителями и учителями Центра образования организуют психологическое сопровождение образовательного процесса, работу по профилактике правонарушений и асоциального поведения обучающихся, употребления психотропных средств, работу по социальной адаптации подростков.

Главной задачей СПС в 2009-2010 учебном году являлось обеспечение высокого качества образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности обучающихся, но и связывается с воспитанием. Социально-психологическое сопровождение в Центре образования – это не просто сумма разнообразных методов, это способность специалистов службы к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение. На основе результатов запланированных диагностических исследований, для оптимизации усилий педагогического коллектива в воспитании обучающихся, систематизации работы с родителями, был составлен социальный портрет Центра образования

класс

кол-во детей в семье

кол-во детей обучающихся в Центре

статус семьи

многодетные

неполные

опекаемые

неблагопо

лучные

малообеспе

ченные

8

40

22

6

11

-

2

12

10 А

22

14

6

9

-

3

8

11 А

24

18

3

11

-

2

6

всего

84

54

15

31

-

7

26

 

 

Таблица уровня учебной адаптации

класс

уровень адаптации

высокий

средний

низкий

8

41%

36%

23%

10 А

57%

22%

21%

11 А

50%

22%

28%

 

Таблица уровня учебной мотивации

уровень

класс

8-22 чел.

10 А – 14 чел.

11 А – 18 чел.

высокий

2

2

1

выше среднего

3

2

2

средний

5

3

3

ниже среднего

7

4

2

низкий

5

3

10

 

Таблица реальных возможностей обучающихся

класс

уровень

высокий

средний

низкий

8

23%

27%

50%

10 А

-

21%

79%

11 А

17%

11%

72%

 

Результаты работы СПС МрЦо за 2009-2010 учебный год:

Единая система работы привела к ощутимым результатам:

- созданы и соблюдаются условия для рационального питания обучающихся (льготным питанием обеспечены 12 обучающихся из категории многодетных семей);

- созданы и соблюдаются условия медицинского обслуживания;

- проводится оценка необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий по параметрам:

·        результаты проведения мониторинга здоровья обучающихся (в среднем каждый подросток проболел за 2009-2010 учебный год – 15 дней) – совершенно здоров – 31%; почти здоров – 28%; не очень здоров – 41%;

·        желание обучающихся посещать Центр образования – простой, но очень информативный показатель (25% воспитанников учатся с большим интересом и желанием, 19% с чувством долга; психологическим климатом удовлетворены 90% обучающихся; 90% родителей удовлетворены работой Центра образования; 60 % обучающихся испытывают состояние удовлетворения после уроков);

·        курящие воспитанники составляют 60% от общего количества обучающихся;

·        повысилось количество обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;

·        жизнь в Центре образования после окончания уроков разнообразна и насыщена (дополнительные занятия, кружки, работа ЛТО, летняя площадка).

Специфическим предметом внимания СПС является отношение подростка с сообществом сверстников. Между социально-эмоциональным благополучием подростка в обществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности четко установлена тесная связь. Вместе с тем, на сегодняшний день наша система социально-психологического сопровождения пока еще не достаточно задействована в решении актуальных задач воспитания, нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как работа с ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, тренинги личностного роста, межличностного общения, самостоятельности противостоянию рекламе, групповому давлению.

Актуальна проблема пропусков без уважительных причин, активная работа Совета старшеклассников. В рамках Совета Центра работает дисциплинарная комиссия, которая осуществляет контроль над обучающимися, нарушающими Устав Центра образования и состоящими на внутришкольном учете и учете в ПДН.

Центр образования – это открытая социально-педагогическая система, которая взаимодействует со многими социальными институтами.

Проблема внешнего взаимодействия и представления учебного заведения в социуме существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо.

Необходимо признать, что до сих пор не все родители охотно идут навстречу проблемам Центра образования, порой стараясь снять с себя ответственность за воспитание и обучение своих детей. И чаще всего именно такие родители не посещают классные и общешкольные родительские собрания. И, как правило, дети из этих семей являются неуспевающими.

Анализ итогов выпускных экзаменов в 9,12 классах позволил выявить следующие проблемы:

1.     По русскому языку уровень грамотности находится на недостаточно высоком уровне, у обучающихся слабо развита устная и письменная речь, очевидно неумение обучающихся грамотно и последовательно излагать свои знания.

2.     По математике ощущается отсутствие базовых ЗУНов по арифметике, затруднения в понимании относительности в связях и признаках объекта.

Справедливости ради нужно отметить, что все педагоги Центра образования стараются использовать разнообразные формы уроков, чтобы найти подход к каждому ученику и привлечь его к более активной работе. Введение переводных экзаменов позволяет своевременно выявить проблемы учебного процесса и искать пути их решения. Более подробные итоги проведенной аттестации учителям можно будет посмотреть в годовом анализе ВШК, а выводы и рекомендации нужно будет обсудить на одном из заседаний методического совета или на педсовете.

Особое внимание педколлективом Центра образования обращалось на выработку у обучающихся основных ЗУНов, на качество образования и воспитания обучающихся, на развитие познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Учителя и классные руководители стремились обеспечить органическое единство учебной и внеурочной деятельности ребят. Организовывая учебную и воспитательную деятельность педагоги МрЦо решали задачу воспитания физического и духовного совершенствования, привития навыков культурного поведения.

В основу воспитательной деятельности Центра образования положены тематические, воспитательные программы педагогического партнерства «Ученик-учитель-родитель», «адаптация и социализация подростков». В содержании воспитательной деятельности как приоритетные направления выделяются гражданско-патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, социально-нравственное воспитание обучающихся. Уже сейчас можно признать, что заметно изменился стиль взаимоотношений с обучающимися. Он стал более демократичным, строится на взаимном доверии, доброжелательности, ориентируется на уважение к личности ученика и учителя. Ученикам предоставлялась возможность проявить свои личностные качества, предприимчивость и деловитость как в укреплении материально-технической базы МрЦо, так и в организации проведения конкурсов, праздников, различных мероприятий. Все это, конечно, оказывало положительное влияние на учебно-воспитательный процесс, на работу по развитию взаимосвязей ученического самоуправления.

Для формирования общечеловеческих норм нравственности использовались разнообразные формы внеклассной работы по различной тематике. Они проходили при активном участии обучающихся, а потому не оставляли никого равнодушными к проблемам Родины, родной природы, традициям народа, его достижениям. Ребята стали внимательнее относиться к окружающим людям, ко всему, что их окружает – дома, в Центре образования, в городе, на селе. Но есть, конечно, еще и такие подростки, которые не хотят ценить и уважать труд других людей, нарушают дисциплину, курят, совершают пропуски занятий без уважительных причин. Поэтому данная задача требует дальнейшей работы, как классных руководителей, так и всего педколлектива Центра образования.

Для развития взаимодействия учителей, обучающихся и родителей, в прошедшем учебном году в МрЦо проводилось очень много различных мероприятий по организации, подготовке и проведению конкурсов и викторин, в которых участвовали как сами ребята, так и взрослые, что позволяло сблизить общими интересами всех участников того или иного дела.

Центр образования принимал активное участие в городских и районных мероприятиях.

          Избран и работает Уполномоченный по правам обучающихся

          Центра. Сформировано «Волонтерское движение».     

Стало хорошей и доброй традицией посещение Торбеевского детского дома обучающимися Центра  с театральной студией Центра образования и концертной программой,  показом кукольного спектакля и вручением подарков для воспитанников детского дома.

Театральная студия Центра с кукольным спектаклем посетила детей Головтеевского детского сада.

Ученики Центра образования  принимали участие в акции «Письмо ветерану», приняли активное участие в возложении цветов, а также вручали ветеранам цветы и открытки с памятными пожеланиями.  

По основным направлениям воспитательной и учебной деятельности Центра образования план работы выполнен полностью.

1.     Гражданско-патриотическое воспитание: Регулярно проводились классные часы, встречи с участниками войны, Афганских событий к 23 февраля. 9 мая была проведена «Вахта памяти».

2.     Экологическое воспитание: Был организован лагерь труда и отдыха, где обучающимися проводились работы по благоустройству территории Центра образования, озеленение, экологические экскурсии на природу.

3.     Большое внимание уделяется нравственно-эстетическому воспитанию: проводятся посещения храмов г. Малоярославца; для улучшения эстетического воспитания в Центре образования созданы кружки «Ритмы», «Театральный».

4.     Особое внимание уделяется профилактике правонарушений: посещения на дому, встречи с сотрудниками правоохранительных органов и инспектором ИДН Васильковой Р.В., работа родительского патруля, проведение совместно с инспектором ИДН лекций по изучению статей УК РФ. Было проведено общешкольное родительское собрание с приглашением работников райвоенкомата, ЦРБ, ИНД, ГИБДД.

5.     Школьное самоуправление и Совет старшеклассников, Совет Центра активно участвуют в проведении всех общешкольных мероприятий. Это и работа школьной самодеятельности, и школьное СМИ, и беседы с нарушителями дисциплины. Заседания Совета старшеклассников имеют большое значение в укреплении дисциплины.

Особые слова благодарности мне хочется выразить заместителю по УВР Чугуновой Н.И.. Не считаясь со временем, а порой и без обеденного перерыва она все делала для того, чтобы особенно этот переломный и трудный год работы Центр образования нашел свою нишу в системе оказания образовательных услуг, чтобы имидж и авторитет МрЦо не на словах, а на деле был высоким, как среди других так и в районе в целом. Большое спасибо всем педагогам МрЦо за профессиональную, качественную и результативную работу в благородном деле воспитания и образования наших подростков, проделанную в 2009-2010 учебном году.

Как видно из вышеперечисленного, сделано много, Центр живет обычной, традиционной для внутришкольной деятельности, жизнью.

Теперь нам необходимо используя накопленный опыт, те положительные наработки трех лет работы поставить вопрос всей учебно-воспитательной работы в другой плоскости, а именно: переход количества в качество, хотя сразу сделаю оговорку эта задача далеко не простая, учитывая количество проводимых в районе и городе, да и в Центре различных встреч и массовых мероприятий. В наступившем 2010-2011 учебном году следует учесть, что подготовку ко всем делам следует начинать заблаговременно, чтобы они проходили на высоком организационном и эстетическом уровне, а также были интересны для обучающихся и имели высокий воспитательный потенциал.

Педагогическое проектирование невозможно без изучения личности воспитанника, педагогической фиксации его стремления к саморазвитию, самовоспитанию, что также является частью деятельности классного руководителя.

Подготовка и проведение всех общешкольных дел требует не только участия учителей, но и активной деятельности обучающихся, родителей, причем, очевидно, недостаточно только сотрудничества, содружества учителей и обучающихся, а также и Совета Центра. Необходимо использовать эти дела для развития инициативы обучающихся, чувства ответственности за порученное дело. Кроме тог, ответственность и инициативу надо воспитывать и при выполнении повседневных необходимых дел: дежурство по Центру, дежурство в классе, соблюдение хорошего санитарного состояния закрепленных классных кабинетов, мебели. Всего этого невозможно сделать без активизации деятельности органов ученического самоуправления: Совета Центра, совета старшеклассников, оргкомитетов и комиссий по проведению различных общешкольных дел. Остается открытым вопрос о создании в Центре детской организации, школьного музея, введения ученической формы одежды. Таким образом, в предстоящем учебном году необходимо уделить работе ученического самоуправления самое серьезное внимание. И итоги подвести в августе будущего года на педсовете.

Деятельность Центра образования носит демократичный характер, в ее управлении принимает участие весь коллектив Центра, образовательные организации, Совет Центра, но внутришкольный контроль, который осуществляет администрация, необходим для использования учителями учебного плана, государственных стандартов, дополнительного образования. С этой целью планируется система контроля.

В прошлом учебном году администрацией осуществлялся анализ работы каждого педагога, были определены достоинства и недостатки их работы, проведен анализ учебно-воспитательной и методической работы педагогов. В этом учебном году система внутришкольного контроля будет направлена на выявление недостатков и обобщения положительного опыта деятельности учителей, работе педагогов с «неуспевающими» обучающимися.

Контроль будет проводиться во всех видах: фронтальном, тематическом, классно-обобщающем, предупредительном. Итоги контроля (справки с выводами и предложениями) обязательно должны стать достоянием всего коллектива, заслушиваться на совещаниях при директоре, заместителях директора, педсоветах, МО и других коллективных совещаниях. Одной из главных задач методического совета должна являться задача создания максимально благоприятных условий для развития творческой реализации и потенциала личности педагогов и обучающихся, совершенствования и развития научно-исследовательской, инновационной деятельности учителей.

Несколько слов о состоянии материально-технической базы Центра образования и задачах по ее укреплению. Анализируя работу администрации Центра образования, Совета Центра, зам. директора по АХЧ Кухтина И.П., необходимо отметить большой объем работ, в общем-то, за небольшой период времени по укреплению материально-технической базы МрЦо. Приобретена школьно-ученическая мебель: парты, столы, стулья, книжные шкафы. Практически во всех классах заменены классные доски, приобретены пробковые стенды, книжные стеллажи, пополнился библиотечный фонд, приобретено компьютерное оборудование, принтеры, компьютеры, ксерокс. Сделана подводка наружных сетей канализации к зданию МрЦо, отремонтированы комнаты для техслужащей и классная комната. В рамках реконструкции Сенной площади остается актуальным вопрос по капитальному внешнему и внутреннему ремонту здания МрЦо. Большая работа была проведена и по благоустройству территории Центра, подрезаны кустарники и деревья, очищена прилегающая территория, была произведена укладка тротуарной плитки и бордюрного камня вокруг здания МрЦо в количестве 504 кв.м. и 288 кв.м на сумму 260 тыс. рублей. В прошлом учебном году полностью заменена электропроводка по всему зданию Центра. Также выполнена работа по установке противопожарной автоматической сигнализации, промывка и опрессовка отопительной системы, сделан косметический ремонт реакриаций, классных комнат здания МрЦо. Выполнен проем в стене 1-го этажа для дымоудаления на случай возникновения пожара, деревянные конструкции 1-го этажа обработаны огнезащитным составом, установлены доводчики на железную и деревянную двери здания, пополнено количество огнетушителей и произведена дозарядка уже использованных, в здании равномерно размещены пожарные знаки, вывешены планы эвакуации сотрудников и обучающихся МОУ МрЦо, решетки 1-го этажа здания МрЦо сделаны распашными, в стадии завершения монтаж веревочных лестниц на окнах 2-го этажа.

Совершенно очевидно, что Центр образования, имеющий ограниченное финансирование не сможет все это осилить без поддержки общественных организаций, депутатов городского и районного Советов, попечительского Совета, ОНО, родительской общественности. Но мы уверены, что есть понимание и в районной и в городской администрациях насколько необходимы совместные усилия для становления и развития конкретной и настоящей помощи МрЦо и поддержки ребят с непростой судьбой.

Педколлектив МрЦо и дальше будет использовать и активно применять различные формы организации сотрудничества. Прошедший учебный год показал, что весь педколлектив Центра образования испытывает большое чувство удовлетворения от полученных результатов своего труда, от эмоционального климата в коллективе, неравнодушия обучающихся к успехам и неудачам друг друга, их сопереживания. Все это обогащает учебно-воспитательную деятельность, способствует воспитанию творческих и нравственных качеств личности.

Уважаемые коллеги!

Успешная и качественная учебно-воспитательная деятельность зависит от профессиональной и слаженной работы педагогического коллектива, каждого из вас, активной совместной работы с родительской общественностью, Советом Центра, органами ученического самоуправления. Итоги прошедших трех лет работы МрЦо дают все основания предполагать, что сделан хороший задел для более качественной и высокопрофессиональной работы по обучению и воспитанию обучающихся нашего Центра, привитию любви и уважения к богатым традициям вечерней школы, своего города, края, воспитанию высокого чувства патриотизма, любви к своему Отечеству.

Разрешите поздравить вас с началом нового 2010-2011 учебного года, пожелать всем вам крепкого здоровья, семейного и личного счастья, новых творческих успехов в нашем нелегком, но весьма важном деле обучения и воспитания подрастающего поколения.